Эффект Гонтаревой и руины банковской системы Украины

367911691

Гонтарева – человек Порошенко. Она разваливает банковскую систему по его санкции. И президент защищает её настолько, что “Верхована Рада” не может вот уже год её снять… План криминальных групп полностью контролирующих всю вертикаль власти заключается в том, чтоб резко обесценить государственную валюту, тем самым приведя к резкому снижения уровня жизни населения. Валютные депозиты – заблокировать и создать такие условия, чтоб люди были вынуждены их преобразовать в обесценившуюся гривну. Это всё приведет к тому, что резко подешевеют активы. Благодаря таким махинациям, зная все скачки и падения, власть резко обагатится и сможет выкупать активы во много раз дешевле, чем ранее, иногда – за бесценок. Мы видим, как Ахметов сейчас выкупает недвижимость в зоне АТО за ничтожные деньги, а структуры близкие к президенту и премьер-министру плодят компании, которые тоже выкупают разного рода активы. После того, как власть выкупит все активы, какие хотели выкупить, они смогут “вернуть” курс обратно тем самым, резко обогатив себя. Такие дейсвия власти – измена Родины. Но, пользуясь постоянным подогреванием с помощью СМИ угрозы нападения Путина, власть “сбивает” угрозу народного выступления.
Будущее банков Украины видится безнадежным. Кризис в экономике привел к резкому сокращению кредитования, которое вместе с массовым оттоком депозитов поставило банки на грань выживания. В НБУ же говорят об «очищении» банковской системы.
Марат Пригожин, РИА Новости Украина
Валерия Гонтарева сообщила депутатам об успешном завершении “очистки” банковской системы. Работа по “очистке” оказалась больше похожей на “зачистку”. За два года количество банков в Украине сократилось почти на треть. В категорию банкротов попали не только мелкие банки, но и системные, отнесенные к первой категории.
“Очищение” системы и ее похороны Сейчас в Украине функционирует 129 банков, из которых 40 — с иностранным капиталом. На стадии ликвидации находится не менее 48 банков, еще в 11 введена временная администрация.
Валерия Гонтарева обещает, что окончательное очищение системы от неплатежеспособных банков закончится в июле. Видимо, он предстоит “ударным” по числу банков, объявленных банкротами. 9 июля НБУ отнес к категории неплатежеспособных банков сразу два учреждения — “Радикал Банк” и “Столичный”. Кроме того, существуют проблемы у банка из первой группы по количеству активов, “Финансы и кредит” По словам главы НБУ, регулятор признает этот банк неплатежеспособным в случае невыполнения его акционером утвержденного плана капитализации банка. По ее словам, основной акционер банка — народный депутат Константин Жеваго взял на себя обязательства конвертировать в капитал 1,5 миллиарда гривен депозитов крупных юридических и физических лиц и, кроме того, погасить 4 миллиарда гривен кредитов.
Если это произойдет, банк пополнит список банкротов из числа крупнейших системных банков, где уже находятся “ВАБанк” и “Дельтабанк”.
Оправдана ли жесткость главы НБУ по отношению к банкам, испытывающим проблемы с платежеспособностью? Ведь по большому счету, банки платят за грубые ошибки регулятора. В первую очередь, за резкую девальвацию гривны. За 2014 — 2015 год девальвация достигла 300%, и этот процесс еще не завершился. Валютный курс гривны продолжает проседать, и пока что от очередного резкого обвала спасает отсутствие достаточных резервов гривны, чтобы раскачать как следует валютный курс.
По мнению президента Украинского аналитического центра Александра Охрименко, банк “Финансы и кредит” останется на плаву.
“Скорее всего “Финансы и кредит” они (НБУ — Авт.) не тронут по политическим мотивам, даже при всем желании Гонтаревой. А в маленькие банки и дальше могут вводиться временные администрации”, — прогнозирует эксперт.
“Живые позавидуют мертвым”
Банки, которые избежали худшего, что может случиться, — банкротства, находятся в незавидном положении. Кредитовать некого, а приток депозитов это не всегда хорошо — такая парадоксальная ситуация сложилась после девальвации гривны и проходившей “зачистки” банковской системы.
Девальвация гривны привела к удорожанию кредитных ресурсов. Предприятия не могут занимать деньги в банках, так как не соответствуют требованиям, выдвигаемым к заемщикам.
По словам экономического эксперта Всеволода Степанюка, сейчас у банков просто нет клиентов для кредитования. “Ввиду сворачивания экономики, ввиду потери большинства экспортных рынков Украины, банкам просто некого кредитовать. Они не дают кредиты не потому, что не хотят, а потому что некому. Ни одно предприятия в Украине сейчас фактически не соответствует тем требованиям, которые есть в банковской системе, чтобы выдать кредит”, — говорит эксперт.
И даже небольшой рост объемов депозитов физлиц не спасает банки в нынешней ситуации. “Не совсем согласен с тем, что если люди понесут сейчас деньги на депозиты, это хорошо. Для банков на самом деле это плохо. Куда они будут эти деньги девать? Нет клиентов, которым можно выдать кредиты, а люди принесли депозиты, по которым нужно платить проценты, а кредитовать некого. Никто не может платить 40-45% ставки по кредиту. Такие ставки можно возвращать разве что с наркотиков или продажи оружия”, — считает Степанюк.
В свою очередь, президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко отметил, что банкротство банков разорило ряд компаний, которые держали свои средства на депозитах.

 

“Сегодня падает экономика, потому что многие предприятия закрываются. А закрываются они не потому, что везде плохой менеджмент, а потому что потеряли деньги, которые были на счетах банков, и работать дальше не могут”, — говорит эксперт.
Молчание Гонтаревой

 

Временная администрация в банке сейчас воспринимается как последняя стадия перед банкротством. На самом деле, функция такой администрации — наладить работу банка и предотвратить его банкротство.
По словам Охрименко, по действующему законодательству банкротство банка после работы в нем временной администрации должно быть предметом следствия. “На сегодня все введения временной администрации заканчиваются ликвидацией банка. Вы будете удивлены, но согласно действующему законодательству, если временный администратор довел банк до банкротства, должно проводиться следствие, чтобы выяснить причины. Мало того, ФГВФЛ несет ответственность за работу администрации”, — подчеркнул эксперт.
Он также отметил, что главная цель такого решения, согласно законодательству, — это это восстановление платежеспособности банков. “После ее работы банк должен нормально функционировать. На сегодня опыт показывает, что как только в банк вводится ВА, его активы растаскиваются в неизвестном направлении и когда доходит до ликвидации, никто не может разобраться”, — подчеркнул Охрименко.
Эксперт также отметил, что в свое время вкладчики банка “Форум” пытались через суд добиться отчета о работе в банке временной администрации. “Я не уверен, что им этот отчет предоставили, потому что там сразу можно увидеть, куда делись активы”, — добавил он.
В то же время, существует интересная закономерность. Через месяц работы в проблемном банке временный администратор начинает ездить на дорогой машине, и никто не может объяснить причины резкого роста его благосостояния. “Сейчас сразу два временных администратора «резко» решили купить свои банки. По непроверенной информации, стать временным администратором очень сложно. Мало сдать экзамен, нужно пройти согласование и найти общий язык со всеми контролирующими органами”, — говорит Охрименко.
По словам эксперта, опыт работы временных администраторов вызывает массу вопросов. “Вместо того, чтобы восстановить платежеспособность банков, они растаскивают активы. Это печально, что такая ситуация воспринимается как должное”, — отмечает он.
По словам Охрименко, введение временной администрации сейчас преследует только одну цель: перераспределение активов одних олигархов в пользу других. “Но от этого страдают люди. Однако, страдают не только физлица. Юридические лица от введения временных администраций уже потеряли около 140 миллиардов гривен”, — подчеркнул экономист.

 

У “выхода” есть имя

 

НБУ вместо оздоровления банковской системы осуществляет ее похороны. Ни для кого не секрет, что украинские банки с иностранным капиталом, западным, сейчас выставлены на продажу. Европейские “материнские” банки ищут покупателей на украинские “дочки”, а до этого момента стараются свести вероятные потери к нулю.
Украинским банкирам бежать особо некуда. Разве что — продавать бизнес или совмещать его с другими видами деятельности. Правда, банки — это не отдельная отрасль экономики, а всего лишь “привод” к реальному сектору. И если реальная экономика демонстрирует падение третий год подряд, то сложно ожидать от вспомогательного “механизма” положительной динамики.
Тем не менее, это не уменьшает “заслуг” руководителя НБУ в нынешнем плачевном банковской системы. Александр Охрименко считает, что действующее руководство НБУ развалило банковскую систему Украины‬. “И теперь на этом месте обычная Руина. Самое ужасное, что на понадобятся десятилетия, чтобы восстановить нормальную работу банковской системы Украины до уровня 2013 года, когда и курс был стабильным, и банки работали нормально, и депозиты отдавали, и кредиты выдавали. А теперь только “Руина” и болтовня о реформах”, — говорит аналитик.
“В руководстве НБУ постоянно рассказывают друг другу сказки, о том что сейчас в Украина набегут зарубежные инвесторы и сразу все скупят. Они в это так верят и давно забыли забыли, что эти сказки они сами сочинили”, — добавил эксперт.
В то же время, единственным выходом видится отставка Гонтаревой.
“Пока все ждут одного — смены руководства НБУ. В банковской среде это любимая тема. Если поставят вменяемого банкира, он начнет восстанавливать нормальные отношения с банками. Прекратится истерика, прекратятся непонятные разговоры про очистку. Тогда действительно начнет возрождаться банковская система”, — считает Охрименко.
“Реформы” НБУ свелись к уничтожению банков в ситуации обвальной девальвации гривны в результате политики регулятора. Доверие населения к банкам опустилось до немыслимого еще два года назад минимума. От банкротства небольших банков, спровоцированных политикой НБУ и ее последствиями страдают не только физлица, но и компании, которые безвозвратно теряют свои депозиты в неплатежеспособных банках. И у всех ошибок есть одно имя и фамилия — Валерия Гонтарева.

Залишити відповідь