Россия теряет союзников

1

Давление Кремля на Беларусь приводит к обратным результатам

Вашингтон-Киев, Апрель, 15 (Новый Регион, Пол Гобл) – Возрастающее давление Москвы на Минск с требованием занять пророссийскую позицию на поверку оказывается контрпродуктивным по трем причинам. Во-первых, оно побудило Александра Лукашенко занять еще более независимую позицию от России. К тому же, что немаловажно, в связи с последними действиями Владимира Путина он больше не рассматривается как последний диктатор Европы. Во-вторых, давление России приводит к радикализации национальных чувств белорусов, которых возмущает предположение Кремля о том, что они будут пассивно следовать за Лукашенко, а тот, в свою очередь, будет пассивно следовать за Путиным. И в-третьих, оно ведет к тому, что

все больше правительств в Европе пересматривают свой подход к Беларуси, попутно исследуя возможности выхода из изоляции, на которую Евросоюз ранее обрек режим Лукашенко.

Ни один из этих процессов еще не стал необратимым, но текущие сдвиги в отношении Беларуси к Москве и рост про-украинских и про-европейских настроений белорусской оппозиции означает, что Лукашенко остается меньше возможностей для маневра, чем может подумать Москва или даже он сам. Это, в свою очередь, означает, что связи между Брюсселем и Минском, скорее всего, расширятся либо в связи с изменением политики Лукашенко, либо потому, что он вынужден будет уйти под давлением растущих националистических настроений белорусского электората. Большую часть времени в течение последних двух десятилетий Москва исходила из предположения, что Лукашенко некуда деваться, кроме как в направлении России. Она предполагала, что отторжение Западом методов правления белорусского лидера только усиливало это, и была убеждена, что белорусы – народ, не слишком отличающийся от русских. Москва была уверена, что у нее есть достаточно средств для режима Лукашенко и для того, чтобы предотвратить изменение Беларусью внешнеполитического курса. Однако агрессия Путина против Украины изменила все слагаемые этого уравнения, открывая для Лукашенко новые возможности для маневра.

Если он хочет сохранить свою власть, ему приходится показывать, что белорусы – не русские, что бы ни говорил на этот счет Путин.

В итоге возникают вопросы, эффективны ли еще активы, на которые долго рассчитывала Москва, так же, как раньше? В результате московские комментаторы и российское правительство становятся все более назойливыми, утверждая, что Беларусь должна войти в состав России и сделать это до конца текущего года, либо она будет «ликвидирована», как написал недавно Эдуард Биров в газете «Взгляд». Такие «апокалиптические» взгляды нарастают со стороны должностных лиц и аналитиков, близких к Кремлю, что неизбежно вызывает ярость Лукашенко и гнев белорусов. Лукашенко не только обрушился с критикой идею, что его страна когда-либо перестанет существовать, но, как сообщают, также запретил некоторым из кремлевских советников, лоббирующим это направление, въезд в Беларусь. Это стало беспрецедентным и, с точки зрения Москвы, очень оскорбительным шагом, учитывая, что Лукашенко считался ближайшим союзником России в мире. Но влияние напора Путина на белорусский народ намного сильнее, и, в конечном итоге, гораздо контрпродуктивнее, чем это нужно в интересах Москвы.

Все больше белорусов теперь говорят, что они готовы защищать свою страну от России с оружием в руках, что мало кто счел бы необходимым заявить еще год назад.

Даже если они выбирают этот путь в частном порядке, тем не менее, все большее число белорусов тренируется и сражается бок о бок с украинцами против российской агрессии на юго-востоке Украины. Типичным показателем растущей воинственности белорусских националистов стало заявление, сделанное на прошлой неделе Дмитрием Бондаренко, лидером движения «Европейская Беларусь» о том, что «в случае необходимости мы будем защищать независимость Беларуси с оружием в руках». Он не стал бы говорить этого, если бы не считал, что такое может быть необходимым, и, что гораздо важнее – если бы не думал, что это будет резонировать с мнением большинства белорусов. Говорить такое, не имея подобной уверенности – политическое самоубийство. В своем интервью Бондаренко сказал: «Россияне должны понимать, что независимость Беларуси не будет отдана просто так – будет сопротивление». «Кроме того, – продолжил он, – мы найдем поддержку тысяч украинских добровольцев, которые придут на помощь в случае явной агрессии в отношении Беларуси, будет помощь цивилизованных стран. Спокойно смотреть на вторжение в Беларусь после Украины Запад уже не будет, поскольку это прямая угроза странам Балтии и Польши, которые являются членами НАТО».

Еще сильнее Москва обеспокоена ростом интенсивности антироссийских настроений среди белорусов в целом и молодых белорусов в частности в результате украинских событий.

В комментарии «Свободной прессе» Владислав Мальцев говорит о «Бандеровском подполье Минска», и отмечает, что оно не только формирует общественное мнение в Беларуси, но и готовит молодых белорусов бороться на Донбассе на стороне украинских сил. По данным московского наблюдателя, имеет место «качественный и количественный рост присутствия белорусского оппозиционного движения в Интернете и в особенности в социальных сетях. Например, подавляющее большинство групп в социальной сети ВКонтакте носит явный антироссийский, русофобский характер, их пропаганда идет не только через подтасовку исторических фактов, но и через «расчеловечивание» русских, придании им животных, варварских черт в противовес «цивилизованным белорусам-литвинам», которые должны объединиться с украинцами, чтобы «сбросить ярмо варварской и дикой Московии» и «вернутся в лоно европейской семьи цивилизованных народов». По словам Мальцева, некоторые молодые белорусы уже отправились воевать на Донбассе, а другие проходят обучение якобы в «спортивных лагерях», реальная цель которых заключается в подготовке антироссийских бойцов. Среди белорусских групп, начиная от относительно умеренных «Арт Сядзiба», «Альтернатива» и гражданской кампании «Будзьма беларусами» до более националистических «Малады фронт» и «Молодёжь БНФ», все большую поддержку имеет идея борьбы с Москвой, даже если это требует выезда за границу. Конечно, это не тот результат, на который Путин надеялся в Беларуси, когда начинал свою агрессию в Украине. (Перевод с английского – Ксения Кириллова).Джерело: http://nr2.com.ua/blogs/Paul_Goble/Rossiya-teryaet-soyuznikov-94622.html

Залишити відповідь